ХАОС: ФРАКТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В математике под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Хаусдорфа), либо метрическую размерность, отличную от топологической.
Фрактал
Пример геометрических фракталов
Первые примеры самоподобных множеств с необычными свойствами появились в XIX веке (например, функция Вейерштрасса, множество Кантора). Термин «фрактал» был введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы», теория которой явилась ответом на попытки математиков выяснить причины использования природой одних и тех же форм, которые не могут быть объяснены с помощью традиционной геометрии: кораллы, морские ежи, кровеносная система или бронхи людей, кроны деревьев, снежинки и т.д. Как писал сам Мандельборт — «облака не являются сферами, горы — конусами, береговые линии — окружностями, даже траектории движения молний не являются прямыми».
Самым простым фракталом является знаменитая кривая Коха. Три копии кривой Коха, построенные (остриями наружу) на сторонах правильного треугольника, образуют замкнутую кривую потенциально бесконечной длины, называемую снежинкой Коха. Кривая Коха является типичным геометрическим фракталом. Процесс её построения выглядит следующим образом: берём единичный отрезок, разделяем на три равные части, и заменяем средний интервал равносторонним треугольником без этого сегмента. В результате образуется ломаная, состоящая из четырех звеньев длины 1/3. На следующем шаге повторяем операцию для каждого из четырёх получившихся звеньев и т. д. Предельная кривая и есть кривая Коха.
Снежинка Коха
где c — комплексное число, состоящее из . То есть, это множество таких c, для которых существует действительное R, что неравенство выполняется при всех натуральных n, а значение последовательности не уходит в бесконечность.
Таким образом, вышеуказанная последовательность может быть раскрыта для каждой точки c на комплексной плоскости следующим образом:множество Мандельброта
Картирование фрактальных параметров в музыкальные представляется довольно сложной задачей. Чаще всего метод заключается в вычислении значений итерации набора точек в одномерном фрагменте внутри двумерной структуры фрактала и последующем картировании этих значений в музыкальное пространство событий. Последовательность шагов может быть следующей:
В качестве примера приведем метод, который описывает в своей диссертации Игорь Карача из Университета Огайо. Он картирует изображенный на рисeyrt yb;t треугольник Серпинского в дискретную версию, где 1 соответствует черным областям, а 0 — белым.
дискретный вариант треугольника Серпинского
Исходя из этого, он получает строку:
1,2,3,4,2,4,4,8,2,
которая трансформируется в ноты
CDDFDFFCD
Добавляя некоторый элемент ритма в эту маленькую последовательность, он предлагает убирать повторяющиеся ноты, f вместо них оставлять паузы. То есть, в итоге, финальная последовательность будет следующей:
CD FDF CD
Гораздо более сложным и интересным представляется переведение больших фрактальных структур в музыкальные композиции.