СЮИТА ИЛЛИАКА

♦ ♦ ♦

Лежарен Хиллер рядом с компьютером Иллиак

Лежарен Хиллер рядом с компьютером Иллиак

Лежарен Хиллер (1924–1994) — американский композитор, доктор химических наук Университета Иллинойса, и, позднее, магистр музыки, первым применил компьютер для алгоритмического сочинения музыки. Его самое знаменитое детище «Сюита Иллиака для струнного квартета» (Илииак — название компьютера, на котором она была разработана) — первая композиция, «сочиненная» машиной (1955).

Кстати, благодаря неравнодушному читателю данного сайта, приславшему ссылку на оригинальную книгу Хиллера «Экспериментальная музыка» вы можете ознакомиться с ней в соответствующем разделе сайта.

Сюита Иллиака состояла из четырех частей и генерировала ноты, ритмы и т.д. посредством случайных процессов. Между тем, для первых трех частей был применен метод порождения и проверкой гипотез — Хиллер отбрасывал изначально неподходящие варианты, которые машина генерировала в буквенно–цифровой форме, и затем переводил их в ноты. Первая часть сюиты контролировалась правилами контрапункта — Кантус фирмус — основного тона, описанными австрийским композитором Иоганном Йозефом Фуксом в его работе «Ступень к Парнасу».

Компьютерная программа генерировала случайные целые числа из диапазона 0–15, представляющих собой ноты двух октав диатонического До. Потом, серия нот, сгенерированных случайно, была попарно объединена в соответствии с правилами:

  • Мелодия не могла выходить за рамки одной октавы;
  • мелодия должна была начинаться и заканчиваться на элементе тонического трезвучия;
  • мелодические прыжки на септиму были запрещены;
  • было запрещено повторять самую высокую ноту мелодии;
  • были разрешены интервалы — унисон, октава, минорные или мажорные квинты, сексты, терции, увеличенные кварты считались диссонансными;
  • запрет на параллелизацию квинт и октав.
  • Вторая часть начиналась со случайного упорядочивания семи нот гаммы До. Генерация продолжалась до достижения выполняемости первого этапа контрапункта — ноты против ноты, когда ритм добавленного голоса не становился идентичным ритму основного голоса.
  • Третья часть включала все 12 нот одной октавы и добавленные правила для ритма и темпа. Звуковой материал варьировался от случайной хроматической музыки до додекафонных рядов .
  • В четвертой, последней части, из правил генерации были удалены все музыкальные правила контрапункта, и компьютеру было доверено выбирать подходящие ноты, руководствуясь вероятностными методами Марковских цепей первого порядка. Марковские цепи были составлены случайным образом. Случайный процесс был основан на убеждении, что в последовательности событий, выбор нового события (в данном случае, ноты), тесно связан с непосредственно предшествующем событием

    Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от состояния, в котором процесс находится в текущий момент и не зависит от более ранних состояний, при этом сумма вероятностей переходов из одного состояния равна 1:

    «Сюита Илииака» стала первым примером применения системы, основанной на знаниях в сфере алгоритмического сочинения музыки и первым опытом композиции, удовлетворительно звучащей для человеческого восприятия (особенно ее вторая часть). Данное произведение пользовалось большой популярностью, неоднократно переиздавалось на аудионосителях, а также даже исполнялось в рамках симфонических концертов.

    ♦ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ♦

  • Cantus firmus, Ка́нтус фи́рмус (лат.: заданный, предустановленный) — мелодия в одном из голосов полифонического многоголосия, на основе которого создавалось всё произведение путем приписывания к нему других голосов.
  • Иога́нн Йо́зеф Фукс (нем. Johann Joseph Fux, 1660 — 1741) — австрийский композитор и музыкальный теоретик эпохи барокко, автор опер, ораторий, кантат, церковной музыки, инструментальных произведений.
  • «Gradus ad Parnassum» («Ступень к Парнасу») — фундаментальный труд Иога́нна Йо́зефа Фукса, обобщивший и систематизировавший теорию контрапункта.
  • Додекафония (англ. dodecaphony,) — один из видов композиторской техники XX в., метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из двенадцатизвучной серии. Музыкальную тему заменяет последовательность из 12 звуков, т. н. серии, которые остаются неизменными на протяжении всего произведения.
  • ♦ ИСТОЧНИКИ: ♦

  • Chapter 9. Meeting 9, History: Lejaren Hiller - Music and Technology: Algorithmic and Generative Music - Spring 2010 - MIT OpenCourseWare
  • COMPOSITIONAL USES OF RANDOMNESS - Computer music Ch. DODGE & Th. A. JERSE Schirmer Books 1985