СЮИТА ИЛЛИАКА

Лежарен Хиллер рядом с компьютером Иллиак
Лежарен Хиллер (1924–1994) — американский композитор, доктор химических наук Университета Иллинойса, и, позднее, магистр музыки, первым применил компьютер для алгоритмического сочинения музыки. Его самое знаменитое детище «Сюита Иллиака для струнного квартета» (Илииак — название компьютера, на котором она была разработана) — первая композиция, «сочиненная» машиной (1955).
Кстати, благодаря неравнодушному читателю данного сайта, приславшему ссылку на оригинальную книгу Хиллера «Экспериментальная музыка» вы можете ознакомиться с ней в соответствующем разделе сайта.
Сюита Иллиака состояла из четырех частей и генерировала ноты, ритмы и т.д. посредством случайных процессов. Между тем, для первых трех частей был применен метод порождения и проверкой гипотез — Хиллер отбрасывал изначально неподходящие варианты, которые машина генерировала в буквенно–цифровой форме, и затем переводил их в ноты. Первая часть сюиты контролировалась правилами контрапункта — Кантус фирмус — основного тона, описанными австрийским композитором Иоганном Йозефом Фуксом в его работе «Ступень к Парнасу».
Компьютерная программа генерировала случайные целые числа из диапазона 0–15, представляющих собой ноты двух октав диатонического До. Потом, серия нот, сгенерированных случайно, была попарно объединена в соответствии с правилами:
В четвертой, последней части, из правил генерации были удалены все музыкальные правила контрапункта, и компьютеру было доверено выбирать подходящие ноты, руководствуясь вероятностными методами Марковских цепей первого порядка. Марковские цепи были составлены случайным образом. Случайный процесс был основан на убеждении, что в последовательности событий, выбор нового события (в данном случае, ноты), тесно связан с непосредственно предшествующем событием
Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от состояния, в котором процесс находится в текущий момент и не зависит от более ранних состояний, при этом сумма вероятностей переходов из одного состояния равна 1:


«Сюита Илииака» стала первым примером применения системы, основанной на знаниях в сфере алгоритмического сочинения музыки и первым опытом композиции, удовлетворительно звучащей для человеческого восприятия (особенно ее вторая часть). Данное произведение пользовалось большой популярностью, неоднократно переиздавалось на аудионосителях, а также даже исполнялось в рамках симфонических концертов.