КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
Алгоритмической музыкой (алгоритмической музыкальной композицией) называют процесс создания музыкальных отрывков, последовательностей и композиций с помощью математических моделей, правил и алгоритмов. Музыка и математика постоянно переплетались, начиная с незапамятных времен. В античности музыка считалась ответвлением математики. Аврелий Кассиодор описывал математику как союз четырех дисциплин: арифметики, музыки, геометрии, и астрономии. Читать далее...
ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МУЗЫКЕ В РОССИИ
Рассмотрим алгоритмическую композицию. Данная область исследований лежит на стыке двух таких разных дисциплин как музыкальная наука (в частности, гармония), и искусственный интеллект и системный анализ. Органически, по сути, это близко к исследованиям в области автоматизированных систем перевода или систем распознавания устной речи, менее — к системам распознавания изображений. Между тем, несмотря на наличие хоть какого–то количества работ по упомянутым темам, исследований в области алгоритмической композиции в России можно пересчитать по пальцам. Единственным ученым, серьезно занимавшимся данной проблемой в СССР был Рудольф Зарипов (1929 — 1991), автор таких трудов, как «Кибернетика и музыка», «Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки». В то же время, в других странах, от Европы до Азии, от Южной до Северной Америки, существуют отдельные лаборатории, специализирующиеся на изучении этого вопроса. Читать далее...
СИСТЕМА ШИЛЛИНГЕРА
Бурное развитие науки и, в частности, математики, начавшееся с середины XIX века, позволило композиторам и ученым воплощать в своих трудах такие идеи, которые ранее казались невозможными. В 20–30–х годах двадцатого века, украинский композитор и музыкальный теоретик Иосиф Шиллингер (автор первого концерта для терменвокса с оркестром, учитель таких музыкантов, как Глен Миллер и Джордж Гершвин ), иммигрировавший в США, развил свою «Систему музыкальной композиции Шиллингера» и «Математическую основу искусств» — два огромных произведения объемом в более чем 2000 страниц, опубликованных уже посмертно на основе многочисленных разрозненных записей ученого. Постулатом, проходящим через все труды ученого можно считать слова о том, что «раньше и молнию считали проявлением чего–то сакрального, а с развитием науки все было объяснено, поэтому не стоит прибывать в заблуждениях относительно процесса человеческого творчества». Читать далее...