« If I were not a physicist, I would probably be a musician. I often think in music. I live my daydreams in music. I see my life in terms of music. »А.Эйнштейн.

АНТИЧНОСТЬ, СРЕДНИЕ ВЕКА И КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Posted in: История

Первый опыт по формализации музыкальных звуков с помощью математических методов принадлежит Пифагору, отыкрывшему числовое соотношение музыкальных интервалов. Основной постулат учений Пифагора состоял в том, что все вещи являются числами, либо состоят из чисел, либо ведут себя подобно числам. Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и, тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Читать далее...

ЯНИС КСЕНАКИС И СТОХАСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Первым человеком, использовавшим математический подход в музыке не в качестве инструмента, а в качестве принципа ее сочинения, был греческий (позднее — французский) архитектор и музыкант Янис Ксенакис (1922–2001). По его словам, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем–то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки». В 50–х последним словом авангардистской мысли был так называемый «сериализм» — сложнейшим образом устроенная музыка, которая воспринималась как акустический пуантилизм — то есть состояла из отдельных звуков, висящих в пустоте. На слух никакой логической связи между этими разнородными звуками обнаружить было невозможно, всё вместе производило впечатление бессистемного, визгливого и довольно разреженного акустического пара. Ксенакис написал статью «Кризис серийной музыки» против сериалистического метода и, разумеется, восстановил против себя весь европейский авангард. Читать далее...

СЮИТА ИЛЛИАКА

Лежарен Хиллер (1924–1994) — американский композитор, доктор химических наук Университета Иллинойса, и, позднее, магистр музыки, первым применил компьютер для алгоритмического сочинения музыки. Его самое знаменитое детище «Сюита Иллиака для струнного квартета» (Илииак — название компьютера, на котором она была разработана) — первая композиция, «сочиненная» машиной (1955). Читать далее...